Сие - не полноценное овервью (чесно, не знаю пока, доберусь ли, в этот раз - больно прямотекстово всё в серии и больно много неизменно-аутентичного Сэма, в комментариях едва не полнотекствым итогом все особо памятные "радости" предыдущих сезонов надо бы расписывать; хотя аутентичный Дин, в нынешнем динамично-эволюционном формате, хорош до черезвычайности, хоть и тошно ему), но некоторые отрывочные впечатлизмы, по горячим следам.
Сценаристы, видимо, смерти моей хоЧУт. От синдрома "тотальной аутентификации".
О! Не подумайте! Дженсен Эклз получает корзинку печенюшек за эпизод: эмоциональные и характеризационные акценты, оценки, интерпретационные ключи и параллели - всё в яблочко, кучно и аккуратно. Тока... будь я Сэмом Винчестером, например (ну или сэмофилом, на худой конец) - я б крепко призадумалась на предмет радужности своих перспектив в экзистенциальном и перцептивном пространстве шоу в целом, и Дина, в частности (ну или наоборот), экспонентно приближающейся (радужности, в смысле) к нулю.
Сэм: Ну что сказать? Сэм Винчестер меня уже даже не забавляет. Ибо оно невесело. И не злит - ибо смысл? Что с убогого возьмёшь? (Хотя нет, всё-таки кривлю душой - Левиафан с монтировкой применительно к сэмовой непрошибаемой башке, под конец серии, меня бы очень и очень порадовал; одного Динова втыка - явно не достаточно [абы хоть раз до Сэма с диновых втыков доходило, вот в чём беда!]) Человек - дежа-вю, в своём репертуаре. И репертуар этот - исполнителю партии, что соло, что в дуэте, глубоко не льстит.
Что мы имеем, сажая леса? Да всё то же:
- Сэм выяснил волшебную кнопочку и искренне считает её удобоприемлимой автоматической "победой над Дьяволом" и функциональным средством контроля, в обход прополке внутренних баобабов, "крохотные шажочки" закончились - не начавшись, о понимании/восприятии установок Дина в ангаре - речь не идёт в принципе, что неудивительно, закономерно, но, чёрт, до чего ж безрадостно и беспросветно!;
- Сэм забил чугунный гвоздь на диновы увещевания на счёт "веры-в-Дина" и раздражён-возмущён очередным (ничем, ни за что, ни про что необоснованым, знамо дело!) недоверием к себе, всё контролирующему, компетентному, сильному, хоть и уникально фричному, кояя фричность осмысляется не без вызова (неуникальному, нудному брату) и тайного вожделения, с огоньком (здравствуй-здравствуй 4-й сезон, давно не виделись, привет и вам, 1-3-й сезоны, да и 5-му - наше с кисточкой; 6-й сезон тоже не применул подмигнуть из-за угла 6.12-6.15!);
- у Сэма - извечно и присно под рукой монструозные самопроэкции из числа "хороших монстров" (хорошесть которых вычисляется героем эмпатического труда исключительно отношением персонально к Сэму [ах какой хорошей числилась Руби, "спасшая Сэму жизнь", во время оно, да и Ленора, при первом знакомстве], либо необходимым Сэму отношением к самому себе на текущий момент [тут и Касина хорошесть в дело пойдёт, и Макс Миллер маячит, и приснопамятный ругару - 4.04 едва ли не подстрочником, до поры шла]), удобно вписывающиеся в концепцию "хорошего себя", несмотря на преступные деяния или предрасположенность к оным, ибо завсегда экскьюз релевантный подобрать можно ("если что - мы помогали детям", ага). А вот Мэдисон, Гордона или ту же Ленору, или упаси-Чак - Дина, в бытность вампиром, не посчитавших возможным для себя остаться в живых, в свете угрозы поддаться ингерентной монструозности или этой угрозы реализации(каковы бы ни были к тому предпосылки и объективные обстоятельства) - Сэм предпочитает замять для ясности, уцепившись зубами за МО Эми, любезный его персональной душеньке: считать себя "хорошим", не оглядываясь на нехорошесть деяний во имя благой цели, и твёрдо верить, что внутренняя тьма - подконтрольна по первому требованию, просто потому что ты в душе - "хороший";
- Сэма по-прежнему влечёт солипсистическая звезда "починить неприменно самому", ибо и в своих глазах так очки набираются, и "чем больше людей я спасу - тем больше изменю свою судьбу", и Дин, разумеется, завсегда "сначала стреляет - потом задаёт вопросы", посему чем он Сэму в его уникальных подвигах самоопределения может помочь?
- Дух противоречия и бунта против "незаслуженного" диктата над своей уникальной хорошестью (вот он где, монолог Лютика в лаборатории, всплывает-то!) - верный путь к восприятию ДиноЛюцевой проэкции на месте брата, чему Сэм от души предаётся; равно как и верный путь формировать глубинную ненависть/резистенцию к брату за недостаточное потрафление/благословение собственным устремлениям, ощущаемым как единственно правильные и заслуживающие доверия (см. п. про "веру-в-Дина", как обязательное условие самоопределения - ага, щщаааз! нашли Сэма чем увещевать - нехай Дин в него верит, чурбан и дурень, в глюке, помнится - эдак славно вышло, Дин хоть и артачился, и обзывался - но с компетентностью братней вынужден был считаться!). Так же см. 4.21 - там всё квалифицированно на сей счёт было продемонстрировано.
Всё, кроме одного изменившегося параметра - Дин. Старше и мудрее ныне на один с половиной Армагеддон и на целую жизнь - он просто сменил тактику (и ой кабы не близок к тому, чтобы сменить стратегию - Эми тому свидетельство). Докричаться - не получится, медицинский факт. Не получится даже достучаться кулаками. Броня крепка. Остаётся только предоставить "всё понявшей" деточке, для вида, чего он требует - "соглашающегося с ним и безосновательно доверяющего его косячествам Дина" (получивший желаемое, отвечающее преконцепции и пресупозициям, человек - проще в управлении, маневрировании и контроле - азы теории коммуникации), и сделать так, как велит Диново разумение. Молча и не посвящая "доверенного" брата. Ибо нету в этой вселенной, как выясняется, более достоверных критериев истинности и аутентичности оценок, чем это самое Диново разумение. Дин сказал - в морг... ну вы поняли...
- Ничто не ново под луной: Сэм всегда тайно ощущал себя фриком и тайно же тащился от этой изолированности, ощущение - ныне кристаллизовавшееся до предела - Сэма не сквикает, не тяготит и воспринимается подспудно как знак почёта (да кабы не качества): хех... в этой серии, воистину, не было нужды демонстрировать персонифицированного Лютика, тот не соврал - никуда он не денется, весь здесь - цветёт во всей красе в мотивациях и поступках Сэма, а так же в оного самовосприятии и саморефлексии (точнее, в отсутствии адеквата и самодисциплины в оных), самообмане и самозацикленности, самовосхвалении через самоуничижение (я такой фричный фрик - что другого такого свет не видывал, и за это - корить меня не могите, ибо хорош я внутри до черезвычайности), коее - лицемерие есть. Поём хором: "уходя от своих - ты всегда бежал ко мне" (с) Бег на месте - общепримиряющий...;
- Ах, да! Сэм ещё вполне в состоянии и в настроении хранить маленькие секретики под вывеской "окея и всёподконтроля" - как-то не прозвучало вслух явление Лютика в скорой (а! ну да! жЫстокий Дин и так ведь волком на уникального фрика смотрит - зачем ему знать, что сэмов дьявол вернулся на ПМЖ; а Сэм же может на раз отличать вымысел от реальности - хоть и признаётся, что вымысел ему мерещится, а как может отличать и чем это подтвердить? а он же всёконтролирющий и уникальный, в свою добродетель верующий и брата распознающий без проблем - вот как!); Сэм, эпично пекущийся о брате, готов с лёгкостью бросить оного брата в обездвиженом состоянии, забрав средство передвижения (в ситуации, когда они в расстрельном листе у невообразимой по масштабам и возможностям твари) и кинуться на встречу утверждению своих хотелочек и подспудных желаний (кои в привычном формате "eat a cake and have it" укладываются: и монстром быть и свою хорошесть тем не дискредитировать); ну и на закуску - прекрасное: сбежать тайно искать хорошесть в своей имманентной монструозности (ибо иначе - не пустят, а что там думать/чувствовать будут по факту побега - пофиг: шлю тебе с ним, Анюта, привет - из 2.10), не оставив координат (в записке про "ушёл на охоту" - ни слова! зато было про "fine", для достоверности которого масса предпосылок, разумеется), не отвечать на звонки (эт просто у Сэма фетиш какой-то!) - ибо родня ж звонит исключительно ради того, чтобы ему мешать самореализовываться, неважно как (а вариант - напали Левиафаны, или кто угодно, на беспомощного Дина в гипсе и нужна помощь - разумеется, не рассматривается а-приори "не могущим оставить брата одного" Сэмом).
Тьфу на него! Даже перечислять - противно.
- Ой, вот ещё, забыла - Сэм у нас, как водится, опять знатный заводчик нечисти (и нет, ситуация с Дином и сыном Эми - не идентична, ибо Дин - не Сэм (с): Джейкоб, уже распознавший, хоть и не по своей воле, вкус живого мяса (вспоминаем детей гуля; братиков Сильверов) упреждён от грядущих убийств угрозой жизни, а угроза лично Дину от потенциальной нечисти - профессиональный риск, к тому же, замыкающий опасность Джейкоба на том, кто имеет навыки ей противостоять; Эми Сэмом была утверждена в мысли о хорошести на почве фричности и похожести на Сэма (что само по себе - критерий железобетонный, а то!), взаимно и не по разу, и ни о чём не предупреждена на почве монструозности (ладно, хорошо - Сэм во время оно был подростком, испуганным и немного втюрившимся на почве родсвенности душ и самотождествления [мамева рОдная - и сколько ещё раз нужно прямым текстом прговаривать: единственно осмысляемое Сэмом "духовное родство" - неизменно с тьмой и нечистью, а вовсе не с братом, с которыми "не одного вида", таки да], но сейчас-то - дядька здоровый! а, ну да - критерий "добра" Сэм, что 14 лет назад, что сейчас, поверяет на себя: Сэму - уникально-фричному и бунтарскому, на монструозного родителя "не похожему" до полной идентичности, тождественно, сталбыть - "добро" и доверия заслуживает, особенно трогательно сие в свете того, кто сидит в пруду, т.е. у Сэма в структуре сознания))
Дин: вопреки обыкновению - много комментировать не буду. Дин - тоже в своём репертуаре. И репертуар этот ныне (к первеликому моему злобно-реалистичному антиэпичному удовольствию): не ждать от Сэма ничего хорошего, а ждать исключительно закономерного. Коее - закономерное - в случае Сэма никогда хорошим не бывает. Доказано эмпирически. Ибо принцип аутентичности, да. Дин не верит прогнозам Бобби о способности Сэма "залечиться" и справляться - потому что не Бобби вычислил принцип работы этого универсума, и не Бобби отвечает за сбой в механизме: отсутствие осмысленного отклика на этические стимулы, потакание секретам и хотелочкам, доверие своим же слабостям и дискредитированным неоднократно "собственным силам" в обход предложенной конкретной и простой схемы внешней помощи (что подспудно - культивация ЧСВ: сам-де с усам, справлюсь и без вас! поучают - надоело, поучайте лучше ваших поучат (с)) - чревато катастрофой.
Сэм не удивил Дина, в итоге, вопреки предположению по-прежнему старающегося, но по-прежнему несколько мимо кассы, какотца. В том и беда. Все Сэмовы реакции, действия, мотивации, объяснения, самооправдания (через оправдания Эми), сомообман, самоутверждение - всё свидетельствует о том, что Дин дедуктивно вывел ещё в 7.02: ни фига не возымели теоретическе выкладки действия. Не только не осмыслены и не приняты к сведению, но и оттторгнуты Сэмом, как раздражающий фактор.
Дин ни на грош не поверил в Сэмово "всё понимание", и таки оказался прав. Дин не на предмет Сэмова драгоценного бласостояния и самочувсвтвия озабочен, а на предмет опасности, кою глюки и баги в оном самочувствии представляют для окружающей действительности. Дин находится в режиме ожидания падения "второго ботинка" - и дожидается (ох как символичен был этот вербальный маркер в свете финала серии!).
И "второй ботинок" не в галлюцинациях даже обретается, по факту, кои лишь визуализированый симптом Сэмовых экзистенциальных ориентиров, а в извечной сэмовой глухоте и самозацикленном чувстве тёмной, интригующей особости, в наплевательстве на страх перед тьмой и размытии чёрно-белой гаммы до приятно-мутной серой, приятной - именно в заштриховке собственного контура.
Ох, как феерично показателен предпоследний диалог (в мотеле): и Сэмова ода своей уникальной фричности, хорошести вследствие оной, способности всё контролировать, опять! (а так же подспудно - неврубанию, в чём же таки заключается "неокей" сэмова ментального раздрая, и чем его поверять), и озвучка самопроэкции, и озвучка позиции "виртуального Дина" (так лихо смоделированного у Сэма в сознании Люцем), зацикленная, естественно, на Сэмовой фричности, утверждать нелицеприятность которой не моги.
И Дин... Дин замечателен в этой сцене. В который раз озвучивающий простую, в своём представлении, формулу: монстр - человек, чёрное - белое.
Дину понятна сердечная тяга к "человеку" - и категорически неприемлима "симпатия к монстру", к монстру в себе, в том числе. Дин ненавязчиво упоминает, что предыдущие плюшки и очки зачёта "хорошести", не отменяют ответсвености и возмездия грядущим преступным деяниям.
Сэм проговаривает два варианта Диновых "виртуальных" заморочек на свой счёт: фричность/монструозность и опасность (по-прежнему голубоглазо дифференцируемые и противопоставляемые Сэмом: чудо, что такое! ибо Сэмова фричность же, путём культивации - к выпуску Люцифера - источнику опасности ныне - ни разу не привела, во время оно, ага). Дин не озвучивает вслух коий из двух - истинная причина заморочек (нет, не о "фричости" он речь вёл - даже удивился слегка, что Сэм в *эту* степь истолковывать взялся), Сэм - озвучивает это сам, уверенно выбирая фричность/монструозность. Дин, конечном итоге, позволил ему выбрать - дабы прозондировать степень запущенности ситуации, кроме прочего, думается. И как только Сэм выбрал, сформулировал, обосновал, Дин... немедленно указывает на опасность, гнездящуюся именно там, во фричной идентификации. Разговор, в конечном итоге, не об Эми - разговор о Сэме (Сэм сам выбрал этот проэкционный ракурс): Эми не может/не хочет контролировать монструозность, ибо есть благовидный предлог (более релевантный, возможно, чем когда-либо был у Сэма, но таки), не может/не хочет и Сэм - идентифицируясь с фричностью, не распознавая оную ипостась врагом, убеждённый, что отдельные неблаговидные деяния *не* свидетельствуют против тотального героического контроля над тьмой и ингерентной хорошести, особенно если этим деяниям подобрать оправдания. (А ведь, в сущности, многим ли "лучше" Эми нынче - своей матери, поставлявшей ребёнку лакомства, вероятно, тоже из соображений заботы о потомстве; на что готова пойти Эми - если её ребёнка нужно было бы перевести на постоянную диету из свежатинки, дабы не болел? чем и как питалась "никогда не убивавшая" до 15-ти лет Эми, *до* того как стала матерью и завела похоронное бюро?).
Повторюсь - Дин ныне старше и мудрее. Ныне - не номер для новобрачных. Озвучивать брату, что суть не в том, что ты делаешь, а в том, кто ты при этом есть - монстр (если действуешь осознанно и с готовностью оправдать и признать эти действия имманентным себе МО), смысла нет. Позно уже, совсем поздно, судя по Сэмовой апологии тёмной фричности и тербованиям доверия к оной, невзирая на косяки (опять! опять невзирая! ибо ни очём же эти косяки не свидетельствуют, только о неопасности и контроле). (Хех... таки сценаристы - Динку жалеют, требующих подтверждения и утверждения правоты своей "тёмной стороны силы" братьев отмеряют Боливару в порядке строгой очерёдности, хоть и не по одному кругу).
Остаётся только сформировать опасному, фричному, идентифицированному со своей тьмой на всю голову Сэму - когнитивный буфер в лице того "братоида", которого он только и желает (а то, возможно, и может - зрительное ограничение такое хитрое) видеть, выбирая конструкты от лукавого: не требующего отклика на свои стимулы, но доверяющего без оснований и предпосылок, согласного на культивацию Сэмом внутреннего монстра без назначения работ по прополке и прореживанию, по разидентификации, "дающего порулить" и тем самым, "дающего вырасти" (ох 5.05 тут маякнуло-то как, под конец серии - и в мотеле, и после!). Менеджмент опасной лимонки в этой буферной зоне значительно упрощается, чем, вероятно, понижается уровень угрозы - а уровень боевой готовности сапёра повышается до красного. Но лимонке об этом знать не положено. Ибо безмозглая.
Не про Эми - и сцена её устранения. Жестокая в своей обнажённой честности - для всех вовлечённых (Эми [Сэм], Джейкоб и сам Дин). Дин не доверяет способностям Сэма на менеджмент тьмы в себе в той мере, в которой не доверился способности Эми, имея фактические доказательства обратного. Дин осознаёт причины и механизмы прорыва тьмы (что в Эми, что в опрометчиво избравшем её самопроэкцией Сэме) - и выкристаллизовал способ борьбы. Раз Бобби жив - это не тельмолуиз с пирса, это - давно назревавшее убийство нечисти охотником, буде нечисть вознамерится осознавать и вести себя как оная, отрицая/не осмысляя свою потенциальную опасность. Охотнику это не приносит ни радости, ни облегчения, ни удовлетворения (ибо монструозит самого, да), но это необходимость, мера безопасности, функциональной альтернативы которой нет. На месте Сэма - я бы занервничала, и крепко...
Путей выхода и экзистенциального "изменения" Дин не видит на данный момент, как и способа удержать ботинок от падения, ибо эксперт (разве что - угроза-предупреждение "никогда не убивавшему", но вполне сопсобному сконнектится с монструозным МО, Джейкобу; Дин хорошо запомнил сироток-Сильверов, идеального-зверя Райана - не до сантиментов и не до сюсюканья тут, монструозность возраста не различает, лишь деятельностью верифицируется и ограничивается).
Дин ведь и себя не числит *вне* парадигмы монструозности, он и по себе самому эксперт знатный - ему, собственноручно уничтожившему себя в светлой реальности за "потерю контроля" (т.е. ровно за то же, в чём уверены монструозные проэкции - Сэм и Эми, да плюс Кас - несмотря на эмпирические доказательства обратного, и на основании чего выписывают себе индульгенцию хорошести), не оставившему себе права на счастье в единственом осмысляемом таковым виде и права на глубинную хорошесть в свете косяков и фэйлов, невзирая на заслуги/обстоятельства/экскьюзы, зачислившему себя в не отцы-но-убийцы и на этом основании отказавшему себе в праве на родительство, посчитавшему, что лучше ему элиминироваться из жизни сына, чем позволить тому превратиться в аналогичного себе монстра, есть чему поучить монстров и де-юре, и де-факто - контролю, запредельно жёсткой и безкомпромисной самоидентификации, любви и жертвенности, родительской жертвенности в том числе.
А равно как и утверждению собственной человечности и разуподоблению с тьмой - аккурат через вышеперечисленное (и кто б ему ещё по уху съездил - дабы башка лучше работать стала и сие допетрилось).
Сценаристы, видимо, смерти моей хоЧУт. От синдрома "тотальной аутентификации".
О! Не подумайте! Дженсен Эклз получает корзинку печенюшек за эпизод: эмоциональные и характеризационные акценты, оценки, интерпретационные ключи и параллели - всё в яблочко, кучно и аккуратно. Тока... будь я Сэмом Винчестером, например (ну или сэмофилом, на худой конец) - я б крепко призадумалась на предмет радужности своих перспектив в экзистенциальном и перцептивном пространстве шоу в целом, и Дина, в частности (ну или наоборот), экспонентно приближающейся (радужности, в смысле) к нулю.
Сэм: Ну что сказать? Сэм Винчестер меня уже даже не забавляет. Ибо оно невесело. И не злит - ибо смысл? Что с убогого возьмёшь? (Хотя нет, всё-таки кривлю душой - Левиафан с монтировкой применительно к сэмовой непрошибаемой башке, под конец серии, меня бы очень и очень порадовал; одного Динова втыка - явно не достаточно [абы хоть раз до Сэма с диновых втыков доходило, вот в чём беда!]) Человек - дежа-вю, в своём репертуаре. И репертуар этот - исполнителю партии, что соло, что в дуэте, глубоко не льстит.
Что мы имеем, сажая леса? Да всё то же:
- Сэм выяснил волшебную кнопочку и искренне считает её удобоприемлимой автоматической "победой над Дьяволом" и функциональным средством контроля, в обход прополке внутренних баобабов, "крохотные шажочки" закончились - не начавшись, о понимании/восприятии установок Дина в ангаре - речь не идёт в принципе, что неудивительно, закономерно, но, чёрт, до чего ж безрадостно и беспросветно!;
- Сэм забил чугунный гвоздь на диновы увещевания на счёт "веры-в-Дина" и раздражён-возмущён очередным (ничем, ни за что, ни про что необоснованым, знамо дело!) недоверием к себе, всё контролирующему, компетентному, сильному, хоть и уникально фричному, кояя фричность осмысляется не без вызова (неуникальному, нудному брату) и тайного вожделения, с огоньком (здравствуй-здравствуй 4-й сезон, давно не виделись, привет и вам, 1-3-й сезоны, да и 5-му - наше с кисточкой; 6-й сезон тоже не применул подмигнуть из-за угла 6.12-6.15!);
- у Сэма - извечно и присно под рукой монструозные самопроэкции из числа "хороших монстров" (хорошесть которых вычисляется героем эмпатического труда исключительно отношением персонально к Сэму [ах какой хорошей числилась Руби, "спасшая Сэму жизнь", во время оно, да и Ленора, при первом знакомстве], либо необходимым Сэму отношением к самому себе на текущий момент [тут и Касина хорошесть в дело пойдёт, и Макс Миллер маячит, и приснопамятный ругару - 4.04 едва ли не подстрочником, до поры шла]), удобно вписывающиеся в концепцию "хорошего себя", несмотря на преступные деяния или предрасположенность к оным, ибо завсегда экскьюз релевантный подобрать можно ("если что - мы помогали детям", ага). А вот Мэдисон, Гордона или ту же Ленору, или упаси-Чак - Дина, в бытность вампиром, не посчитавших возможным для себя остаться в живых, в свете угрозы поддаться ингерентной монструозности или этой угрозы реализации(каковы бы ни были к тому предпосылки и объективные обстоятельства) - Сэм предпочитает замять для ясности, уцепившись зубами за МО Эми, любезный его персональной душеньке: считать себя "хорошим", не оглядываясь на нехорошесть деяний во имя благой цели, и твёрдо верить, что внутренняя тьма - подконтрольна по первому требованию, просто потому что ты в душе - "хороший";
- Сэма по-прежнему влечёт солипсистическая звезда "починить неприменно самому", ибо и в своих глазах так очки набираются, и "чем больше людей я спасу - тем больше изменю свою судьбу", и Дин, разумеется, завсегда "сначала стреляет - потом задаёт вопросы", посему чем он Сэму в его уникальных подвигах самоопределения может помочь?
- Дух противоречия и бунта против "незаслуженного" диктата над своей уникальной хорошестью (вот он где, монолог Лютика в лаборатории, всплывает-то!) - верный путь к восприятию ДиноЛюцевой проэкции на месте брата, чему Сэм от души предаётся; равно как и верный путь формировать глубинную ненависть/резистенцию к брату за недостаточное потрафление/благословение собственным устремлениям, ощущаемым как единственно правильные и заслуживающие доверия (см. п. про "веру-в-Дина", как обязательное условие самоопределения - ага, щщаааз! нашли Сэма чем увещевать - нехай Дин в него верит, чурбан и дурень, в глюке, помнится - эдак славно вышло, Дин хоть и артачился, и обзывался - но с компетентностью братней вынужден был считаться!). Так же см. 4.21 - там всё квалифицированно на сей счёт было продемонстрировано.
Всё, кроме одного изменившегося параметра - Дин. Старше и мудрее ныне на один с половиной Армагеддон и на целую жизнь - он просто сменил тактику (и ой кабы не близок к тому, чтобы сменить стратегию - Эми тому свидетельство). Докричаться - не получится, медицинский факт. Не получится даже достучаться кулаками. Броня крепка. Остаётся только предоставить "всё понявшей" деточке, для вида, чего он требует - "соглашающегося с ним и безосновательно доверяющего его косячествам Дина" (получивший желаемое, отвечающее преконцепции и пресупозициям, человек - проще в управлении, маневрировании и контроле - азы теории коммуникации), и сделать так, как велит Диново разумение. Молча и не посвящая "доверенного" брата. Ибо нету в этой вселенной, как выясняется, более достоверных критериев истинности и аутентичности оценок, чем это самое Диново разумение. Дин сказал - в морг... ну вы поняли...
- Ничто не ново под луной: Сэм всегда тайно ощущал себя фриком и тайно же тащился от этой изолированности, ощущение - ныне кристаллизовавшееся до предела - Сэма не сквикает, не тяготит и воспринимается подспудно как знак почёта (да кабы не качества): хех... в этой серии, воистину, не было нужды демонстрировать персонифицированного Лютика, тот не соврал - никуда он не денется, весь здесь - цветёт во всей красе в мотивациях и поступках Сэма, а так же в оного самовосприятии и саморефлексии (точнее, в отсутствии адеквата и самодисциплины в оных), самообмане и самозацикленности, самовосхвалении через самоуничижение (я такой фричный фрик - что другого такого свет не видывал, и за это - корить меня не могите, ибо хорош я внутри до черезвычайности), коее - лицемерие есть. Поём хором: "уходя от своих - ты всегда бежал ко мне" (с) Бег на месте - общепримиряющий...;
- Ах, да! Сэм ещё вполне в состоянии и в настроении хранить маленькие секретики под вывеской "окея и всёподконтроля" - как-то не прозвучало вслух явление Лютика в скорой (а! ну да! жЫстокий Дин и так ведь волком на уникального фрика смотрит - зачем ему знать, что сэмов дьявол вернулся на ПМЖ; а Сэм же может на раз отличать вымысел от реальности - хоть и признаётся, что вымысел ему мерещится, а как может отличать и чем это подтвердить? а он же всёконтролирющий и уникальный, в свою добродетель верующий и брата распознающий без проблем - вот как!); Сэм, эпично пекущийся о брате, готов с лёгкостью бросить оного брата в обездвиженом состоянии, забрав средство передвижения (в ситуации, когда они в расстрельном листе у невообразимой по масштабам и возможностям твари) и кинуться на встречу утверждению своих хотелочек и подспудных желаний (кои в привычном формате "eat a cake and have it" укладываются: и монстром быть и свою хорошесть тем не дискредитировать); ну и на закуску - прекрасное: сбежать тайно искать хорошесть в своей имманентной монструозности (ибо иначе - не пустят, а что там думать/чувствовать будут по факту побега - пофиг: шлю тебе с ним, Анюта, привет - из 2.10), не оставив координат (в записке про "ушёл на охоту" - ни слова! зато было про "fine", для достоверности которого масса предпосылок, разумеется), не отвечать на звонки (эт просто у Сэма фетиш какой-то!) - ибо родня ж звонит исключительно ради того, чтобы ему мешать самореализовываться, неважно как (а вариант - напали Левиафаны, или кто угодно, на беспомощного Дина в гипсе и нужна помощь - разумеется, не рассматривается а-приори "не могущим оставить брата одного" Сэмом).
Тьфу на него! Даже перечислять - противно.
- Ой, вот ещё, забыла - Сэм у нас, как водится, опять знатный заводчик нечисти (и нет, ситуация с Дином и сыном Эми - не идентична, ибо Дин - не Сэм (с): Джейкоб, уже распознавший, хоть и не по своей воле, вкус живого мяса (вспоминаем детей гуля; братиков Сильверов) упреждён от грядущих убийств угрозой жизни, а угроза лично Дину от потенциальной нечисти - профессиональный риск, к тому же, замыкающий опасность Джейкоба на том, кто имеет навыки ей противостоять; Эми Сэмом была утверждена в мысли о хорошести на почве фричности и похожести на Сэма (что само по себе - критерий железобетонный, а то!), взаимно и не по разу, и ни о чём не предупреждена на почве монструозности (ладно, хорошо - Сэм во время оно был подростком, испуганным и немного втюрившимся на почве родсвенности душ и самотождествления [мамева рОдная - и сколько ещё раз нужно прямым текстом прговаривать: единственно осмысляемое Сэмом "духовное родство" - неизменно с тьмой и нечистью, а вовсе не с братом, с которыми "не одного вида", таки да], но сейчас-то - дядька здоровый! а, ну да - критерий "добра" Сэм, что 14 лет назад, что сейчас, поверяет на себя: Сэму - уникально-фричному и бунтарскому, на монструозного родителя "не похожему" до полной идентичности, тождественно, сталбыть - "добро" и доверия заслуживает, особенно трогательно сие в свете того, кто сидит в пруду, т.е. у Сэма в структуре сознания))
Дин: вопреки обыкновению - много комментировать не буду. Дин - тоже в своём репертуаре. И репертуар этот ныне (к первеликому моему злобно-реалистичному антиэпичному удовольствию): не ждать от Сэма ничего хорошего, а ждать исключительно закономерного. Коее - закономерное - в случае Сэма никогда хорошим не бывает. Доказано эмпирически. Ибо принцип аутентичности, да. Дин не верит прогнозам Бобби о способности Сэма "залечиться" и справляться - потому что не Бобби вычислил принцип работы этого универсума, и не Бобби отвечает за сбой в механизме: отсутствие осмысленного отклика на этические стимулы, потакание секретам и хотелочкам, доверие своим же слабостям и дискредитированным неоднократно "собственным силам" в обход предложенной конкретной и простой схемы внешней помощи (что подспудно - культивация ЧСВ: сам-де с усам, справлюсь и без вас! поучают - надоело, поучайте лучше ваших поучат (с)) - чревато катастрофой.
Сэм не удивил Дина, в итоге, вопреки предположению по-прежнему старающегося, но по-прежнему несколько мимо кассы, какотца. В том и беда. Все Сэмовы реакции, действия, мотивации, объяснения, самооправдания (через оправдания Эми), сомообман, самоутверждение - всё свидетельствует о том, что Дин дедуктивно вывел ещё в 7.02: ни фига не возымели теоретическе выкладки действия. Не только не осмыслены и не приняты к сведению, но и оттторгнуты Сэмом, как раздражающий фактор.
Дин ни на грош не поверил в Сэмово "всё понимание", и таки оказался прав. Дин не на предмет Сэмова драгоценного бласостояния и самочувсвтвия озабочен, а на предмет опасности, кою глюки и баги в оном самочувствии представляют для окружающей действительности. Дин находится в режиме ожидания падения "второго ботинка" - и дожидается (ох как символичен был этот вербальный маркер в свете финала серии!).
И "второй ботинок" не в галлюцинациях даже обретается, по факту, кои лишь визуализированый симптом Сэмовых экзистенциальных ориентиров, а в извечной сэмовой глухоте и самозацикленном чувстве тёмной, интригующей особости, в наплевательстве на страх перед тьмой и размытии чёрно-белой гаммы до приятно-мутной серой, приятной - именно в заштриховке собственного контура.
Ох, как феерично показателен предпоследний диалог (в мотеле): и Сэмова ода своей уникальной фричности, хорошести вследствие оной, способности всё контролировать, опять! (а так же подспудно - неврубанию, в чём же таки заключается "неокей" сэмова ментального раздрая, и чем его поверять), и озвучка самопроэкции, и озвучка позиции "виртуального Дина" (так лихо смоделированного у Сэма в сознании Люцем), зацикленная, естественно, на Сэмовой фричности, утверждать нелицеприятность которой не моги.
И Дин... Дин замечателен в этой сцене. В который раз озвучивающий простую, в своём представлении, формулу: монстр - человек, чёрное - белое.
Дину понятна сердечная тяга к "человеку" - и категорически неприемлима "симпатия к монстру", к монстру в себе, в том числе. Дин ненавязчиво упоминает, что предыдущие плюшки и очки зачёта "хорошести", не отменяют ответсвености и возмездия грядущим преступным деяниям.
Сэм проговаривает два варианта Диновых "виртуальных" заморочек на свой счёт: фричность/монструозность и опасность (по-прежнему голубоглазо дифференцируемые и противопоставляемые Сэмом: чудо, что такое! ибо Сэмова фричность же, путём культивации - к выпуску Люцифера - источнику опасности ныне - ни разу не привела, во время оно, ага). Дин не озвучивает вслух коий из двух - истинная причина заморочек (нет, не о "фричости" он речь вёл - даже удивился слегка, что Сэм в *эту* степь истолковывать взялся), Сэм - озвучивает это сам, уверенно выбирая фричность/монструозность. Дин, конечном итоге, позволил ему выбрать - дабы прозондировать степень запущенности ситуации, кроме прочего, думается. И как только Сэм выбрал, сформулировал, обосновал, Дин... немедленно указывает на опасность, гнездящуюся именно там, во фричной идентификации. Разговор, в конечном итоге, не об Эми - разговор о Сэме (Сэм сам выбрал этот проэкционный ракурс): Эми не может/не хочет контролировать монструозность, ибо есть благовидный предлог (более релевантный, возможно, чем когда-либо был у Сэма, но таки), не может/не хочет и Сэм - идентифицируясь с фричностью, не распознавая оную ипостась врагом, убеждённый, что отдельные неблаговидные деяния *не* свидетельствуют против тотального героического контроля над тьмой и ингерентной хорошести, особенно если этим деяниям подобрать оправдания. (А ведь, в сущности, многим ли "лучше" Эми нынче - своей матери, поставлявшей ребёнку лакомства, вероятно, тоже из соображений заботы о потомстве; на что готова пойти Эми - если её ребёнка нужно было бы перевести на постоянную диету из свежатинки, дабы не болел? чем и как питалась "никогда не убивавшая" до 15-ти лет Эми, *до* того как стала матерью и завела похоронное бюро?).
Повторюсь - Дин ныне старше и мудрее. Ныне - не номер для новобрачных. Озвучивать брату, что суть не в том, что ты делаешь, а в том, кто ты при этом есть - монстр (если действуешь осознанно и с готовностью оправдать и признать эти действия имманентным себе МО), смысла нет. Позно уже, совсем поздно, судя по Сэмовой апологии тёмной фричности и тербованиям доверия к оной, невзирая на косяки (опять! опять невзирая! ибо ни очём же эти косяки не свидетельствуют, только о неопасности и контроле). (Хех... таки сценаристы - Динку жалеют, требующих подтверждения и утверждения правоты своей "тёмной стороны силы" братьев отмеряют Боливару в порядке строгой очерёдности, хоть и не по одному кругу).
Остаётся только сформировать опасному, фричному, идентифицированному со своей тьмой на всю голову Сэму - когнитивный буфер в лице того "братоида", которого он только и желает (а то, возможно, и может - зрительное ограничение такое хитрое) видеть, выбирая конструкты от лукавого: не требующего отклика на свои стимулы, но доверяющего без оснований и предпосылок, согласного на культивацию Сэмом внутреннего монстра без назначения работ по прополке и прореживанию, по разидентификации, "дающего порулить" и тем самым, "дающего вырасти" (ох 5.05 тут маякнуло-то как, под конец серии - и в мотеле, и после!). Менеджмент опасной лимонки в этой буферной зоне значительно упрощается, чем, вероятно, понижается уровень угрозы - а уровень боевой готовности сапёра повышается до красного. Но лимонке об этом знать не положено. Ибо безмозглая.
Не про Эми - и сцена её устранения. Жестокая в своей обнажённой честности - для всех вовлечённых (Эми [Сэм], Джейкоб и сам Дин). Дин не доверяет способностям Сэма на менеджмент тьмы в себе в той мере, в которой не доверился способности Эми, имея фактические доказательства обратного. Дин осознаёт причины и механизмы прорыва тьмы (что в Эми, что в опрометчиво избравшем её самопроэкцией Сэме) - и выкристаллизовал способ борьбы. Раз Бобби жив - это не тельмолуиз с пирса, это - давно назревавшее убийство нечисти охотником, буде нечисть вознамерится осознавать и вести себя как оная, отрицая/не осмысляя свою потенциальную опасность. Охотнику это не приносит ни радости, ни облегчения, ни удовлетворения (ибо монструозит самого, да), но это необходимость, мера безопасности, функциональной альтернативы которой нет. На месте Сэма - я бы занервничала, и крепко...
Путей выхода и экзистенциального "изменения" Дин не видит на данный момент, как и способа удержать ботинок от падения, ибо эксперт (разве что - угроза-предупреждение "никогда не убивавшему", но вполне сопсобному сконнектится с монструозным МО, Джейкобу; Дин хорошо запомнил сироток-Сильверов, идеального-зверя Райана - не до сантиментов и не до сюсюканья тут, монструозность возраста не различает, лишь деятельностью верифицируется и ограничивается).
Дин ведь и себя не числит *вне* парадигмы монструозности, он и по себе самому эксперт знатный - ему, собственноручно уничтожившему себя в светлой реальности за "потерю контроля" (т.е. ровно за то же, в чём уверены монструозные проэкции - Сэм и Эми, да плюс Кас - несмотря на эмпирические доказательства обратного, и на основании чего выписывают себе индульгенцию хорошести), не оставившему себе права на счастье в единственом осмысляемом таковым виде и права на глубинную хорошесть в свете косяков и фэйлов, невзирая на заслуги/обстоятельства/экскьюзы, зачислившему себя в не отцы-но-убийцы и на этом основании отказавшему себе в праве на родительство, посчитавшему, что лучше ему элиминироваться из жизни сына, чем позволить тому превратиться в аналогичного себе монстра, есть чему поучить монстров и де-юре, и де-факто - контролю, запредельно жёсткой и безкомпромисной самоидентификации, любви и жертвенности, родительской жертвенности в том числе.
А равно как и утверждению собственной человечности и разуподоблению с тьмой - аккурат через вышеперечисленное (и кто б ему ещё по уху съездил - дабы башка лучше работать стала и сие допетрилось).
Название аналитической заметки классное. -) Самое оно, да. Повторы, повторы...
ОтветитьУдалитьаутентичный Дин, в нынешнем динамично-эволюционном формате, хорош до черезвычайности, хоть и тошно ему
На развертке его формата нынче все шоу и держится, ввиду сэмкиной гнетущей статичности как характера. Сэм и раньше-то *раскрывался*, тогда как Дин – *развивался*; нынче авторы Сэма уже *демонстрируют* - то этим боком повернут, то те загогулины под прожектор подставят, - Дина же продолжают *развивать*. Per aspera ad astra, так сказать... -)
Дженсен Эклз получает корзинку печенюшек за эпизод
Это да. Не соврал: эпизод сложнейший, и содержательно, и технически. С первых же оригинальных кадров – попыток Дина сфокусировать взгляд на лицах врачей. Но количество использованных прибамбасов я даже на глазок определить не возьмусь. Меня почему-то совершенно восхитил выплеск крови в момент убийства дилера, с резким наездом камеры. -) Монтаж великолепный. Свето-цветовые решения безукоризненны. Сепия флэшбэков, замшелый, но залитый солнцем домик Руфуса, бордовая рубашечка Сэма… Акцентуация и впрямь безукоризненная. Опять же, актерски – никаких нареканий. Колин, как всегда, удивителен, девчонка, сыгравшая Эми, тоже умничка; да и Дженсен, по всеобщим отзывам, любит и умеет работать с детьми. Джаред, к счастью, в этом сезоне старается, уже многие отметили, что играет живенько и от души, а не механически, что с ним – чего греха таить – случалось. В общем, серия зачетная, при всей моей нелюбви к эпам-сэмоцентрикам. -)
будь я Сэмом Винчестером, например (ну или сэмофилом, на худой конец) - я б крепко призадумалась на предмет радужности своих перспектив
Были б вы Сэмом Винчестером – кина бы не было. -)) Ибо я все сильнее подозреваю, что сей пожизненный, неизбывно деревянный крестик – серьезнейший фактор динкиного развития, причем именно его унылая неизменяемость да непрошибаемость играют важную роль. А вы б небось схаменулись уже сезона три назад, как минимум… -)))
Сэмми не в первый раз пробегает по краю пропасти, как лунатик, не заметив того. Один только финал 5.04 с приснопамятным задумчивым поигрыванием ножичком чего стоит. Он же настолько уверен в своей персональной ценности да неприкосновенности (небольшой воспитательный бокс – не в счет) для Дина, что и скажи ему прямо – ни в жисть бы не поверил, что Дин может быть для Сэма опасен всерьез. Он и в 2.10, закатывая истерику на тему: "Ты собираешься меня убить?" – сам в сей тезис не верил. И сейчас, после 5-6-го сезонов с их отчетливыми звоночками, не верит. Все-таки Дин (не диновы установки, а сам Дин) – та опора, на которую Сэм полагается по-крупному безусловно. Оно, в общем, и правильно: это сэмкина питательная среда, воздух, которого он не замечает, данность, обеспечивающая ему не только особость, но и само бытие (в прямом смысле: выволакивание из пожаров, с того света, из Клетки и пр.). Возможность внезапного наступления вакуума Сэмом не рассматривается.
Потому он и считает возможным безбоязненно выпендриваться в мелочах. Потому и шугается, когда поступают предложения бросить семью и предаться вольному существованию с Эми, даже самоотверженно зарезавшей ради Сэма родную мать, или брать Руби и воевать с ней, многажды спасшей Сэма, навсегда отрезав от себя эту страховочку. О том, что страховочка может обернуться смертельным врагом, Сэм даже не догадывается. Не был он в захаркином будущем…
Какой там год был на календаре – 2014-й? Всего три годка осталось; учитывая, какими темпами Сэм проедает свои скуднеющие кредиты, - чем черт не шутит. Люц-то по-прежнему при нем и здоровее, чем когда-либо. -))
Хорошо бы Бобби проболтался младшему каксынку о той наговоренной на автоответчик тельмолуизной клятве…
Человек - дежа-вю
Ох, какая прелесть. В десяточку. -)) И правда, скушен до невозможности; что находят сэмофилы в этом постоянном бурлении организма без намека на полезный результат - мне не понять, я не рейф.
кроме одного изменившегося параметра - Дин. Старше и мудрее ныне на один с половиной Армагеддон и на целую жизнь - он просто сменил тактику (и ой кабы не близок к тому, чтобы сменить стратегию
ОтветитьУдалитьВ отношении братишки – да. Оно, правда, не впервой, но в таких масштабах, да с такими вербальными уведомлениями… Ну, тут у Дина, как и сказано, есть-таки несколько идей, и не сомневаюсь, что употреблять их он будет вдумчиво, тщательно и к месту. -) Куда интереснее сам Дин, то, что он делает не с братишкой, а с собой. Сарин намек насчет бездушия в год без охоты раскрылся во всей полноте, лишь вывернувшись наизнанку. Сейчас мы ведь наблюдаем то же самое. Две половинки души – семья и охота, поистине динкины Рай и Ад, и друг без друга им никак, а совмещать их тут, на среднем этаже, Дин не умеет, не хочет, боится…
У него сейчас сложно все намешано: есть и от состояния 2-го сезона что-то, и 3-го, и 5-го, - и сверх того новообретенные знания-понимания, исключающие повторение уже опробованных вариантов. Хоть и кажется многим, что Дин-де тупо вернулся к черно-белой схеме охоты. Адски любопытно, куда все это его заведет на сей раз.
Во всяком случае, сейчас эмоциональные качели, о которых вещал дядюшка Боб, кажется, в нижней точке траектории.
ощущение - ныне кристаллизовавшееся до предела - Сэма не сквикает, не тяготит и воспринимается подспудно как знак почёта (да кабы не качества)
Уже и не подспудно даже. Памятная истерика в 4.04 (да, я уникальный фрик, и не смей смотреть на меня как на фрика) и ода собственной исключительности в 4.15 обрели наконец, спасибо Эми, четкую вербальную формулировку: все классные парни – фрики. ("А может быть, так надо, -- думал он, -- может быть, это искупление, и я выйду из него очищенным? Не такова ли судьба всех стоящих выше толпы людей с тонкой конституцией? Галилей, Милюков, А. Ф. Кони". -)))
Короче – Хендрикс, Пикассо и Сэм Винчестер… готовый защищать свою тонкую конституцию, она же фричность, до последнего. Ибо больше за душой ничего нет. Какой труд прилагается классными парнями для трансформации своей фричности во что-то стоящее, какой процент она составляет в общем коктейле из таланта, работы, в том числе над собой, терпения и осмысления, - сего тинэйджеры предпочитают не уточнять. Раз все клёвые люди – фрики, значит, все фрики – клёвые. Логика называется. -))
Ясен пень, зацикленное на пирогах консервативное УГ типа Дина не то что рядом с классными парнями не стояло, но и осмыслить фричных радостей неспособно. Зелье дока Бентона ему не по вкусу, вампирский апгрейд – повод убиться об мачете, палача из себя пинками гонит, полезную и дружественную (к Сэму) нечисть мочит почем зря, сам Смерть на спецзадание намекнул – этот уперся и не поскакал радостно исполнять, а за порнуху с вискарем засел, что ты будешь делать. -))
родня ж звонит исключительно ради того, чтобы ему мешать самореализовываться, неважно как (а вариант - напали Левиафаны, или кто угодно, на беспомощного Дина в гипсе и нужна помощь - разумеется, не рассматривается а-приори "не могущим оставить брата одного" Сэмом
Так текущие личные надобности в этом экскьюзе не нуждаются. -)) Когда Сэма останавливали соображения возможной угрозы для Дина? Флагстафф, Стэнфорд, геройский рывок в Лимонию, - ничего же не меняется. Даже лучше, что Дин в гипсе, - авось не погонится. А звонки Дина вообще никогда не бывают по делу, только от вредности. Эмпатия, Сэм, эмпатия! -)))
Иное дело – когда самому Сэму надо быть рядом с Дином. Чтобы, ясен пень, искупить, исправить, остановить что-то большое и важное, которое кроме него останавливать некому. Брат? Какой брат? А, это тот тип с модельной рожей, в компании с Бобби который был? Ну, там Сэму помогут, а значит, Сэм его не оставит! -))
Насчет завода нечисти – архиверно подмечено. Вообще ситуации коннекта Сэм – Эми и Дин – Джейкоб чертовски хитро запараллелены и весьма различны, причем на первый взгляд – нарочито не в пользу жыстокого и глупого Дина, замочившего замечательную лисичку и своими руками создавшего будущего монстра-убийцу (как пападжон, сделавший мирных гулей людоедами). Тогда как чуткий Сэм, сказав Эми, что та – хорошая, вдохновил ее на нормальную жизнь, ипотеку, двух кошек и строгую диету. А вот на взгляд второй…
ОтветитьУдалитьЭми, начавшая нормальную жизнь с убийства родительницы, вполне закономерно продолжила ее убийствами людей. Разумеется, только по уважительной причине. И, разумеется, сама себя этой причиной оправдав. Ибо тот подростковый обмен похвалами друг другу – фричности Сэма и хорошести Эми – был той самой популярной психотерапией, азы которой нынче знает всяк и право на которую свирепо отстаивает. В итоге она оборачивается правом на что угодно. Мы хорошие, поэтому нам в экстренных обстоятельствах можно все. Мы фрики, и это замечательно.
Джейкобу Дин не дал такой иллюзии. Впрочем, он и собственных прав перед пацаном не утверждал. Да, малец имеет право хотеть его убить. В порядке очереди – желающих много. А вот что он дальше будет делать с этим желанием – только его дело. Однако любящая мать, кормившая его свежей человечиной, уже не будет ему путеводной звездой. К чему это приведет? Решать Джейкобу. Дети сильные, Дину ли не знать. Дети же и жестокие. И всякие… В общем, вопрос остался открытым.
Лишь одно прозвучало четко: начнешь убивать – умрешь сам. Без скидок на экскьюзы, эмоции и внутреннюю хорошесть. Дин, ни разу на нашей памяти не попытавшийся себя оправдать трудным детством, психотравмами и прочим "что я пережил", не говоря уж об его, диновой, уникальной замечательности, за которую ему следует все и сразу простить, не стал снабжать индульгенцией и сына Эми. Смерть матери можно превратить в оправдание своих грядущих непотребств, - а можно извлечь из нее важнейший урок. Шансов у пацана мало, но они есть.
Сэму - уникально-фричному и бунтарскому, на монструозного родителя "не похожему" до полной идентичности, тождественно, сталбыть - "добро" и доверия заслуживает, особенно трогательно сие в свете того, кто сидит в пруду
Так оно ж, прудовое животное, под полным контролем, разве нет? -))) А вот бунт против плохих (реально плохих) родителей, вроде бы сам по себе правильный и подлежащий всяческой поддержке, в итоге ведет к уподоблению бунтарей именно родительскому, неправедному и отторгаемому образцу. Чудеса в решете. При этом, ессно, бунтари собственной похожести на предков даже не подозревают, и что здесь кроется главнейший механизм их возмущения – понятия не имеют. Им-то кажется, что они восстают, потому что стократ лучше родителей и, следственно, право имеют.
Ох уж эта лучшесть и хужесть, оправдание чему угодно. В самом деле, почему бы хорошему монстру не убить плохого человека? Для хорошего монстра оно жизненно важно и его хорошести не повредит, а по плохому человеку никто ведь плакать не станет, верно? Ну а если плохого не подвернется, то сойдет любой человек, ибо уже утверждено, что монстр – хороший и ему очень надо…
Дин замечателен в этой сцене. В который раз озвучивающий простую, в своём представлении, формулу: монстр - человек, чёрное - белое.
ОтветитьУдалитьДину понятна сердечная тяга к "человеку" - и категорически неприемлима "симпатия к монстру", к монстру в себе, в том числе. Дин ненавязчиво упоминает, что предыдущие плюшки и очки зачёта "хорошести", не отменяют ответсвености и возмездия грядущим преступным деяниям.
ППКС. Дина в этой сценке вроде всего чуток, он – внимательный слушатель, изредка подающий реплики из зала; но этими репликами поверяется весь гамлетовский монолог героя и расставляются акценты в нем. Заслуженный бабник (он же – внимательный воспитатель) бережно относится к первому чувству отрока; охотник (и воспитатель же) указывает, что предмет чувства, мягко говоря, выбран неудачно; опять-таки охотник и блюститель порядка напоминает азы ориентации в этическом пространстве. И каждая его ремарка вызывает гневные ответные излияния. И Дин в конце концов умолкает. Верить тебе? Ага. Хорошо. Уже. Самое время. -)
судя по Сэмовой апологии тёмной фричности и тербованиям доверия к оной, невзирая на косяки
Сэм здесь блеснул адвокатскими талантами по полной. Он превзошел самого себя, приводя свои косяки в доказательство того, что с его фричностью бороться не надо, ибо она хороша и неопасна. Все, что он натворил, - лишь свидетельство, что он классный парень, и только. Дин аж глаза отвел: натворенное Сэмом аукнулось персонально Дину по полной программе, а самому шалунишке – хоть бы хны. Отряхнулся, улыбнулся, кнопку нащупал – и вперед, в том же безопасном направлении.
Менеджмент опасной лимонки в этой буферной зоне значительно упрощается, чем, вероятно, понижается уровень угрозы - а уровень боевой готовности сапёра повышается до красного. Но лимонке об этом знать не положено. Ибо безмозглая.
Именно. -)) Что, впрочем, саперу мало облегчает жизнь. Потому что взрыв все равно неотвратим и непредсказуем, и как его купировать – леший знает. Хуже того, лимонка ж многоразовая, как резиновая бомба; она весело скачет, число жертв растет, а сапер галопирует рядом, пытаясь минимизировать последствия.
Дин ведь и себя не числит *вне* парадигмы монструозности, он и по себе самому эксперт знатный - ему, собственноручно уничтожившему себя в светлой реальности за "потерю контроля"
Вот. Здесь для меня началось интересное. Мне показалось, что сценка убийства Эми была не столько про Эми или Сэма, сколько про самого Дина, - она ознаменовала возвращение от трансляции навязших сэмовых траблов к диновой линии. ППКС по динкиному нынешнему МО, изложенному в беседе с Эми.
утверждению собственной человечности и разуподоблению с тьмой - аккурат через вышеперечисленное (и кто б ему ещё по уху съездил
И чьей бы оплеухе упрямец внял. -) Тоже ведь – ежели вцепится в некий вывод (не на ровном месте сделанный, что да, то да), - поди переубеди. Сдается мне, тут комплексное воздействие поучений и объективных обстоятельств надобно. Наглядный повод для задуматься о коррекции своих нынешних теорий. Вот, быть может, судья Осирис и свидетельница Джо дадут стартовый толчок?..
Эта коррекция должна быть завязана на осознании того, что без дебатов принимают как данность Сэм, Эми и прочие, - собственной хорошести, коя объективна и необходима мирозданию не только в пассивно-охранительном, но и в активном, деятельном, созидающем состоянии. Здесь-то и сложность. Ибо это же Дин. Многократно накосячивший лопух – и вдруг хороший? -) Пока все кричит Дину о том, что истинный контроль над внутренним монстром невозможен (пытки в 6.21, ага), что охота – всего лишь обратная сторона монструозности, и охотники от нечисти мало чем отличаются; просто два вида тварей пожирают друг друга, что и обеспечивает минимальный покой мирным гражданам. Перевести ее, как вы и писали, в категорию законной, охранительной деятельности, занимаясь которой, можно и нужно сохранять человечность, - вот динкина задача. Но с какой стороны подобраться к ее решению? Пока – беспросветность. Всех охотничьих, как и всех педагогических усилий, хватает лишь на взаимоистребление темных тварей разных пород, и выхода из этой Тьмы Дин, увы, не видит.
ОтветитьУдалитьНу да не будем ему уподобляться – впереди еще двадцать серий. -)
Mirra
ОтветитьУдалитьлимонка ж многоразовая, как резиновая бомба; она весело скачет, число жертв растет, а сапер галопирует рядом, пытаясь минимизировать последствия
=)) В точку.
Сэмми не в первый раз пробегает по краю пропасти, как лунатик, не заметив того.
Контекст, елки-палки. У Сэма ж все хорошо, почему должны быть нелады в отношениях с братом. А что порой в нос даст - так что с него, с брата, возьмешь.
Что рядом с Сэмом бродят нынче не самые приятные и безопасные диновы ипостаси - Дин-охотник, Дин-монстр-и-брат-монстра и Дин-палач, каждый из которых профессиональный убийца, Сэму невдомек.
Сарин намек насчет бездушия в год без охоты раскрылся во всей полноте, лишь вывернувшись наизнанку.
Причем динова светлая половина, Рай - проекция внешняя, на семью. Его часть, продолжающаяся в семье и наоборот - из семьи в него прорастающая. Да и темная на себе не замкнута, только ей больно, а долгая боль - она путь известно к кому.
Jenari
ОтветитьУдалитьЧто рядом с Сэмом бродят нынче не самые приятные и безопасные диновы ипостаси - Дин-охотник, Дин-монстр-и-брат-монстра и Дин-палач, каждый из которых профессиональный убийца, Сэму невдомек.
А некоторые особо проницательные фанаты уже допетривают. -) Впрочем, подождем, пока Сэм узнает про наглый обман и убийство Эми. Пора ему переходить к планомерной защите хорошей нечисти от злобного брата, пора. Фандом - это ж барометр и спойлер сэмкиных реакций.
долгая боль - она путь известно к кому.
А только что Дин, знающий это, может с нею поделать? Устранить причину боли, вернув душе цельность - не имеет права. Оглушить себя анальгетиками по рецепту дока Алика - тем паче...
Кажется, ему позарез нужны звонок другу и помощь зала.
Кажется, ему позарез нужны звонок другу и помощь зала.
ОтветитьУдалитьЗанятный Дину путь был подсказан в 7.04, и да - не единственный ли?
Jenari
ОтветитьУдалитьЗанятный Дину путь был подсказан в 7.04, и да - не единственный ли?
Номинально, Дину были два пути подсказаны - и ни один по факту, не приемлим:
1) Самоубиться о собственную вину, не видя и не допуская для себя возможности отменить/искупить/исправить/простить/отпустить (а неприемлим окончательно, с физическим устранением себя, непрощаемого, потому как - шибко жирно для некоторых особо совестливых - разом от дискомфорта избавиться и облегчительную смерть приянть, эвон Озирис упоминал, как жаждут иные быть судимыми и как наказание, при прочих равных, воспринимается милосердием; а Лютик Сэму тоже что-то про "быстрый способ" пел - ежели книгу по-старнично читать не манит);
2) Всё себе скопом простить, поставить за всё и махом штамп "Уплочено", все косяки почитать героиццки искупленными - независимо от наличествующих объективных данных по части а) собственно косяков (минувших и ныне сущих), их внутренних причин, механизмов осуществления и долгоиграющих последствий оных б) результатов исправления/искупления - главное же *не чувствовать* себя виноватым, и при этом, *чувствовать*, что наискупал уже достаточно, так? А кто там реально помер-шмомер, какой мир под какой новый монастырь угодил по итогам героического искупления и чаво Лютик не отвязывается - несущественно. (Думается, почему неприемлимо - пояснять нужды нет: "если у вас ничего не болит - значит вы умерли", или... в нашем случае - "значит у вас нет души"; аккурат год назад одна Сэмова ипостась аналогичным макаром уверял, что ад его не тяготит - хорошо ему, комфортно. Ужас по-прежнему в том, что ныне весь Сэм на месте - и Лютик, похоже, даже скромно уступил дирижёрский пульт более настойчивой и боевитой ипостаси, в присутствии которой совесть почему-то растворяется, оставив за собой лишь суфлёрскую будку).
Тут ещё момент - Дину было предложено два отпущения, да оба - мимо.
В то, что Сэм "Дина не винит" - Дин не поверил потому как, в первую очередь, в это, и, следовательно, в Динову общую невиновность, не верил сам Сэм (как Озирис-то веселился оба раза: и от Сэма - свидетеля, и от Сэма - адвоката, озвучивающего оба раза, вроде бы свою версию Диновой неиновности). Advocatus diaboli - как ни крути.
С Джо - сложнее. Винить Дина - действительно не хотела (Озирис это, видимо, почуял, удалив свидетеля волюнтаристским решением). Но в свидетельском кресле - таки не была до конца четсна в отрицании перцепции Диновой вины (как и Сэм) - версии Озириса попадали куда точнее в цель, чем возражения.
Джо предложила Дину отпущение - но (ща крамольную вещь скажу!), не предложила своей доли осмысленной ответсвенности в результатах (наиболее наглядный из которых - её смерть). Думается вот мне (тут ещё покумекать надо) - в этом заковыка. Дин может принять и уважить *право*/*желание* дорогого себе человека на отпущение грехов себе, виноватому, но принять само отпущение за руководство к действию не считает возможным, пока а) *единолично* осмысляет ответсвенность за результат "преступного деяния/события" за собой и не видит аргументов в пользу обратного б) результат наглядно является неизбывно и/или необратимо негативным (а.к.а смерть/монструозность/угроза жизни).
Это я, разумеется, всё на наших и Диновых любимых баранов проэцирую, сиречь, на Брейденов. От Лизы Дину поступали пробросы по обоим фронтам - "лучший год жизни", "я знаю - чего хочу, а чего ты хочешь от нас?" (и беново "как называются те, кто любит тебя, даже когда ты ведёшь себя как придурок"?) и, архиважное (по второму вектору - результат)- "главное, что мы - в порядке".
Теперь бы ещё увязать (у Дина в сознании, в первую очередь) осмысленное волеизъявление в принятии Дина со всем гамузом потенциальной опасности (источником вины - в пределе) теми, кому он по-настоящему дорог, и *не* неотменимо отрицательный результат его вовлечённости в их жизни.
То, что было предложено Сэму, принятие-прощение-отпущение и хождение с просветленной рожей - это не выход, а вход)
ОтветитьУдалитьЛучший способ остаться там, где они все есть - правда, Сэму все нравится, он и разницы не заметит, поди.
С Дином, как всегда, все сложнее. Джо ему действительно предлагала выход. Выход или нет конкретно самоубийство об вину, не знаю, но что выход именно смерть - очень даже может быть.
Возможно, способ тоже имеет значение. Уж очень тамошняя сансара хорошо работает - не ровен час обратно выкинет, не даст уйти.
Jenari
ОтветитьУдалитьТо, что было предложено Сэму, принятие-прощение-отпущение и хождение с просветленной рожей - это не выход, а вход)
Ну дык он там и пребывает. У Лютика, почитай, именины сердца: отпустить *себе самому* всё и скопом, ибо косяки - не повод усомниться в собственной хорошести и *праве* на прощение/отпущение, самому себе отмерить долю и меру искупления (а всё, что в эту меру не вошло, или там, постфактум было накосячено - отсечь за ненадобностью) - и хорошо себя чувствовать, ибо неотменимые результаты личных фэйлов больше не парят, возможность (и её реализация!) наступания на те же грабли - не настораживают и не заставляют задуматься. К чему? Если прошлое - уже в прошлом, а ныне - какое небо голубое... Лютику и напрягаться особо не надо (прям, не сЭмоклетка, а диавольский курорт!) - у Буратинки уже всё на мази: совесть растворена, способность страдать и винить себя, надёжно изолирована, экскьюзы подобраны - спикер-Ромашечка уже квалифицировано общается с электоратом.
Вообще, занятная чехарда с этими "чистыми листами" получается: предложеный Дином во время оно - Сэм попытался отвергнуть, ибо нивелировал статус приятной особой фэйловости (*вины* как таковой за свои деяния Сэм не испытывал - даже частично деяния вспомнив - "I feel like I did a lot of stuff I *should have* felt bad for" (*должен бы был* испытывать стыд/вину? в сослагательном наклонении? ну-ну...); ну, эт мы верифицированно знаем ещё с 6.22), потом всё-таки принял (да как творчески переосмыслил!), так и не сообразив вернуть брату любезность, ни тогда, ни сейчас. С предлагавшимся в 6.16 чистым листом (по мнению Дина) - нельзя было жить и строить на нём концепцию "личной хорошести", можно было только вскорости умереть в бою, укрепив свою душу *отпущением другим*.
От того так и обалдел Дин ныне, ибо с совбсвенноручно и безосновательно выписанным себе Сэмом чистым листом (на котором Лютик водянми знаками проступает, но это лишь досадные мелочи) - тот собирается жить долго и счастливо в самодовольстве, *уже* вырисовывая во всю на том листе до боли знакомые фигуры до боли знакомыми красками.
Джо Дину предложила тоже "очистить лист", не с тем, чтобы так жить, а с тем, чтобы так умереть. Возможно, вы правы - в этом ключ. Правда, сансара тамошняя ещё и ЕП опосредована, коий блюсти Дин себя назначил. Опять же - "ритуальное самоубийство" в 7.04 было не первым за ближайший период (three is a charm?). Дин убил себя в светлой реальности - раз (от невозможности простить), убил себя в Эми - два (от невозможности простить и предложить вариант удержания контроля; на Эми и Сэм был подвязан крепко - уже оговаривалось не раз, но, соглашусь, монолог про "люди (и монстры!) не меняются" - был приговором себе, в первую очередь, 7.04 - тому свидетелем), готов был убить себя в 7.04 (точнее, не совсем так: собирался и противиться смерти - максимально пассивно - как неправедному и неоправданному избавлению, и принять справедливую казнь, в конечном итоге).
Но, снова-таки, уираемся в принципиальную возможность/позволительность для Дина (по его мнению) принять отпущение: исходя из результатов событий, требующих отпущения.
И вот тут проступает амнезийная Лиза - чётко указавшая нак ключ к отпущению не в событии/деянии - а в результате. Может, в этом схема приемлимого баланса: жить с осмысленной и внимательно изученой виной (дабы не допустить повторения впредь) и концентрироваться на достигнутом результате. Дин себе пока только первую часть оставил.