вторник, 6 сентября 2011 г.

Мой папа самых честных правил...

Ещё один небольшой привет началу учебного года от, как всегда, феерично доставляющего, помимо воли, СПН-фандома.
Давненько в фанфикшн не заглядывала (ибо уныло-предсказуемо, как правило, либо гомерически предсказуемо), но тут попалась на FanFiction.Net одна написушка. Сразу предупреждаю - дальше синопсиса сие творение не читала, но собственно синопсис неимоверно показателен в плане векторов фандомных интерпретаций. Боюсь только, философическая парадоксальность такой интерпретации от автора ускользает.
Итак:

Жанр (внимание!): AU [alternate universe]
Время действия: школярство братьев Винчестеров
Персонажи: wee!chesters (сиречь, для посвящённых, "Винты-в-децццтве") и (ещё внимание!)
nice!John

И ведь где-то в глубине души (ну ооооочень глубоко) автор (и иже с ним/нею), видимо, понимают две основополагающие вещи:
1) требующий специальной предварительной оговорки и указания, некто nice!John - персонаж вполне себе отдельный от представленного в каноничном текстопространстве папыджона и из этого самого папыджона автоматически индуктивно не выводимый;
2) для функционирования сего эфемерного nice!John нужна художественная реальность, альтернативная предъявленной в каноне.

И хорошо бы эти епифании осмыслить да честно признаться, что каноничный пападжон (и завязанные на нём жуткие, болючие, уродливые и уродующие каноничные векторы и координаты характеризации братьев: ведь не из природной "няшности" Джона милый Сэмми точной копией бати получился, и не найс!Джона длинная тень передёргивает до сих пор Дина, не от родительской модели найс!Джона он бежит сломя голову, записав себя, папиного сына и Сэмового брата, в монстры) - нас не устраивает и коробит. А нужен нам другой - мягкий, любящий и пушистый. И история нам нужна другая - альтернативная настырно презентуемой бездарями-авторами - умильная, про дружную семейку охотников, где все друг друга равноэпично любят, а вовсе не философский роман-воспитание о трагедии нелюбви и предательства, о противостоянии и преодолении тьмы-в-себе или культивировании тьмы-в-себе (по спектру личных склонностей), о самосозидании, гранях и границах экзистенциальной ответственности.
У меня только в этой связи извечный риторический вопрос: а на кой подвязывать подобные фанонные фантазмы (пердоне муа за аллитерацию) под настолько антонимичный им (фантазмам) канон, что его проще сверху-донизу переписать, чем под сердечные чаяния переписчиков теоретически и эмпирически подогнать?  Иными словами сей риторический интеррогатив формулируется гораздо проще: при чём тут СПН?

3 комментария:

  1. Лично меня приведенный артефакт скорее радует: все-таки осознание "хорошего" Джона как чисто фанонного персонажа нечасто встречается.
    В большинстве случаев ведь и того не имеем: согласно излюбленным в народе легендам, ничего лучше джоновой педагогики в винчестерском детстве не было и быть не могло. Боевым навыкам обучил - и а-ня-ня какой молодец, ибо чо еще надо для драки с внешними супостатами? А никаких иных в нашем шоу отродясь не водилось, враги на хороших мальчиков с неба попадали да из-под земли повылезли.

    И на перекресток Дина погнало, видимо, гармоничное личностное развитие, а вовсе не патологически ярко для братской парадигмы выраженное родительское чувство и гиперответственность за великовозрастного недоросля.
    И Сэмик цельных два года геройски сопротивлялся демону - то кокетничая в конфетно-букетный период, то предаваясь постельному многоборью и с отвращением вливая в себя допинг.
    И много-много еще у Джона заслуг, многажды же перечисленных. С логикой, текстовым фактажом и, увы, элементарной этикой дела в фандоме обстоят гораздо хуже.

    Какое все это имеет отношение к СПН?
    На мой взгляд, есть одна-единственная канонная реалия, существование коей фандом не токмо признает в едином порыве, но и тащится от нее, как удав по пачке дуста.

    Это динкина любовь к родичам.

    Образца допилотья и сакрализованных публикой первых сезонов. Всепрощающая, нетребовательная, некритичная, самоотверженная, жертвенная, отдающая и мирящаяся с отсутствием фидбэка... В общем, форменный опиум для народа, грезящего об аналогичной халяве для себя.
    (В этом свете весьма занятными существами предстают динохейтеры, уверяющие, что Дин ваще никогда брата не любил. Интересно, что в их представлении является любовью? Всю жизнь проползать за возлюбленным на коленях, целуя следы его стоп? Че-то вроде несомненно любящие Сэмик и пападжон в подобном не замечены. Впрочем, здравый смысл подсказывает, что сии перлы - не более чем выплески нутряной, слепой, животной ненависти к абсолютно чуждому элементу).

    Возвращаясь к нашим барашкам, сиречь 99, 9% фандома.
    Такая вот динова любовь - к величайшей фрустрации херувимов, уже не актуальная - и есть отправная точка всего умильного фанонного блаалепия, включая "хорошего" Джона и взаимную эпиклаву.
    Ибо народ у нас ан масс, во-первых, сентиментален, во-вторых, сознательно или безотчетно идентифицирует себя с Сэмом (и, соответственно, с Джоном, хоть и не так явно). Ну и, само собой, при таких раскладах несколько западло открыто признавать, что Сэмичка и папег в каждый момент времени от души плевали на Дина как самостоятельную человеческую единицу и на его глупые чувства к семье.
    Вот и выкручиваются, как умеют, опять же с разной степенью сознательности подгоняя не утраивающую их беспощадную (а местами и просто оскорбительную!) историю, исследующую человека в его падениях и восхождениях, в экстримах, в мучительном поиске пути к равновесию и гармонии и в радостных побегах от нормы, - под собственные неизбывные мечты о вседозволенности и безнаказанности.

    ОтветитьУдалить
  2. Маленькая добавка, вчера забыла написать.
    Крайне симптоматично, что народ не вштыривает любовь Дина к Брэйденам - ничуть не меньшая по силе, но иная по характеру и генезису. В чем и загвоздка. Нормальная отцовская любовь к нуждающемуся в отце мальчишке - это фи, это уныло и пресно по сравнению с помешательством на вечном малыше, всего-то на 4 года младше самой няньки (ну, это формально, конечно), да при наличном биологическом родителе обоих.

    (О любви взрослого, умственно и духовно полноценного мужчины к такой же женщине я ваще молчу - это, как известно, не несущие никакой смысловой нагрузки мыло и сопли, вероломно внедренные тупой бабой, в подметки не годящейся уважаемым Бекки, в сериал про суровых охотников. Позор товарищам Пушкину, Толстому, Достоевскому и всей честной компании за накатанные ими сантабарбары! -))).

    Также просьба не тыкать в глаза добровольностью и заслуженностью выбора всех троих участников семейного универсума и обратной ситуацией в другой триаде. Это чо? Это намек на необходимость неких трудов над собой, чтобы быть достойным любви? На опасность, что неоплаченные любовно-семейные кредиты могут и иссякнуть? Не, зрители так не играют. Им подавай любовь-тюрьму, с цепями, кандалами и смертельными узами, с невозможностью жить без, с преступлениями во имя и прочей гнилой, но утешительной для инфантилов романтегой.

    ОтветитьУдалить
  3. WaterFowl
    его проще сверху-донизу переписать
    Чем подавляющая часть т. наз. фандома СПН и занята. Не зря же все чаще и откровеннее звучат намеки на наличие некоего "мира СПН", отличного от того, что пишут сценаристы, на "личный канон", на "альтернативность" и общую бездарность создаваемого в Ванкувере шоу. Это восхитительный 402-й способ отъема и увода интеллектуальной собственности, по-моему.

    Olive, ППКС!
    сии перлы - не более чем выплески нутряной, слепой, животной ненависти к абсолютно чуждому элементу
    Усугубляемой, возможно, смутными подозрениями в собственной зависимости от этого гнусного элемента, - как, скажем, в 1.10 и во всех прочих попытках побегов и бунтов.

    динова любовь - к величайшей фрустрации херувимов, уже не актуальная - и есть отправная точка всего умильного фанонного блаалепия, включая "хорошего" Джона и взаимную эпиклаву.
    Ну и как же не быть фрустрации, ежели из-под блаалепного храма святого Асисяя нагло изымают фундамент? -)) Постройка уже и так держится на честном фанонном слове да на чудесах оптики, превращающей динкин тягостный долг в искомое всепокрывающее чувство. А спойлеры еще и гласят, что у Дина завелась тайна, способная порушить на фиг их с братом теплые отношения…

    Я так понимаю, всех рычагов и прессов для удержания братьев в насильственном тугезере хватит ровно до конца шоу. Чтоб истинно верующим было на что в помянутую оптику глядеть. Ну и, ессно, чтоб Дину было чем заняться… -(

    симптоматично, что народ не вштыривает любовь Дина к Брэйденам - ничуть не меньшая по силе, но иная по характеру и генезису.
    Еще бы. Она же показана и рассказана, в отличие от патзависимости, совершенно недвусмысленно. Ни намека на цепи, на болезненность или неравенство отношений, - только взаимное добровольное чувство и абсолютное взаимопонимание. А финал 5.17 - лучшее признание в любви из виденных мною на экране. Хоть слова "любовь" и "семья" в нем не звучат. Зато звучит "счастье".

    Вот эта беспощадная нормальность, естественность обыденного человеческого счастья и раздражает публику.

    Им подавай любовь-тюрьму, с цепями, кандалами и смертельными узами, с невозможностью жить без, с преступлениями во имя и прочей гнилой, но утешительной для инфантилов романтегой.
    Во-во. Нервишки пощекотать мощью чувств, да чтоб за бесплатно, за чужой счет, да сублимировать свою жажду быть столь же безоглядно и щедро опекаемыми, получателями бесконечных жертв на свой алтарь. Всегда и за все оправдываемыми и прощаемыми просто по факту своего уникального существования.

    Потрясающий социальный эксперимент в виде фандома СПН инициировали творцы, сами, видимо, того не ожидая. -)

    ОтветитьУдалить